uzbek

"И ОПЯТЬ СПЛОШНОЙ АД..."
ПЫТКИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Реакция международного сообщества

Международные организации, работающие с Узбекистаном в переходный период после распада СССР, предпринимают определенные усилия в области содействия искоренению пыток в республике, однако эти меры не привели к серьезным результатам, главным образом — из-за отсутствия политической воли со стороны узбекского правительства.

В 1993 г. в Узбекистане открылось представительство ООН под флагом Программы развития (ПРООН). К 1995 г. началась реализация первой фазы программы содействия демократии и государственному управлению, включавшей поддержку создания парламентского уполномоченного и Национального центра по правам человека. Оценка ее результатов была в 1999 г. поручена ПРООН независимым экспертам, которые, по сведениям, выступили с разгромной критикой неспособности упомянутых институтов добиться какого-либо прогресса в области правозащитной практики в Узбекистане.269 Результатом, по словам представителей ПРООН в Ташкенте, стало постепенное сокращение прямой финансовой поддержки Национального центра по правам человека.270

В ноябре 1999 г. Комитет ООН против пыток рассмотрел доклад Узбекистана. Положительно оценив "высокое качество ..., откровенный и исчерпывающий характер" документа, Комитет выразил серьезную озабоченность выполнением Узбекистаном соответствующей Конвенции.271 В частности, Комитет отметил значительный разрыв между требованиями внутреннего законодательства республики и использованием на практике доказательств, полученных под давлением, а также безнаказанностью правоохранительных органов. При этом были отмечены "особенно многочисленные жалобы на пытки или нарушения в обращении и незначительное число случаев привлечения в связи с этим к уголовной ответственности".272 Комитет призвал Узбекистан пересмотреть систему работы с такого рода обращениями граждан и обеспечить недопустимость в суде доказательств, полученных незаконным путем. К сожалению, в октябре 2000 г. официальные представители Узбекистана предпочли не присутствовать на рассмотрении соответствующего доклада Комитетом ООН по правам человека, который контролирует соблюдение государствами-участниками МПГПП; процедура отложена до марта 2001 г.

Профильные тематические механизмы Комиссии ООН по правам человека (спецдокладчик по пыткам и Рабочая группа по произвольным задержаниям) получают, особенно в минувшем году, все большее число сообщений о нарушениях в Узбекистане.273 В последние годы оба этих механизма уделяют республике растущее внимание, хотя приглашений посетить республику с визитом от узбекского правительства пока не поступало.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) через свое Координационное бюро по Центральной Азии, открытое в Ташкенте в июле 1995 г., провела ряд курсов правозащитной подготовки для государственных служащих и представителей неправительственных организаций. В сентябре 2000 г. ОБСЕ планировала программу по международно-правовой подготовке для судей, прокурорских работников и адвокатов, а также серию семинаров по выявлению возможных несоответствий внутреннего законодательства республики международным договорам.274

В узбекском разделе Доклада Госдепартамента США о правозащитной практике по странам мира каждый год отмечается широкий масштаб пыток в республике.275 На двустороннем уровне США неизменно стремятся подталкивать Узбекистан к улучшению положения с правами человека. Однако, что касается политики предоставления помощи и содействия развитию, Вашингтон, по общему правилу, уклоняется от увязки помощи с правами человека. По сведениям, программа технического содействия американского Министерства юстиции МВД и другим силовым ведомствам Узбекистана затрагивает проблему пыток, включая в себя элементы правозащитной подготовки в рамках примерно десяти ежегодных семинаров для судей, прокурорских работников, адвокатов и сотрудников МВД.276 Доклад Министерства юстиции США 1999 г. с оценкой системы уголовной юстиции в Узбекистане содержит лишь беглое упоминание проблемы пыток.277


269) Доклад ПРООН не публиковался.
270) Интервью Хьюман Райтс Вотч с Ф.Перевертайло. Ташкент, 8 июня 2000 г. Наша собеседница утверждала, что прекращается общее бюджетное финансирование Национального центра и аппарата уполномоченного при сохранении ПРООН финансовой поддержки программ в новых приоритетных областях: обеспечения устойчивого роста доходов и "развития людских ресурсов в интересах реформ".
271) Несмотря на высокую оценку полноты доклада, Узбекистану было предписано "информировать Комитет в очередном докладе, который должен быть представлен в октябре 2000 г., по не освещенным или не полностью освещенным вопросам, касающимся, в частности, числа задержанных и числа казненных после вынесения смертного приговора за последние два года". Цит. по: Committee Against Torture, Twenty-third session, 8-19 November, 1999, Consideration of Reports submitted by states parties under article 19 of the Convention, Conclusions and Recommendations of the Committee against Torture, Uzbekistan, Convention Against Torture/C/23/7, November 19, 1999.
272) Там же.
273) См. доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям за 1999 г. E/CN.4/2000 от 28 декабря 1999 г. Правительство Узбекистана не отреагировало ни на один из четырех запросов рабочей группы в установленный 90-дневный период. См. также: E/CN.4/2000/9, Report of the Special Rapporteur, Sir Nigel Rodley, submitted pursuant to Commission on Human Rights Resolution 1999/32, pp. 223-225. В докладе Н.Родли не указывается. поступали ли от правительства Узбекистана ответы по многочисленным запросам спецдокладчика по пыткам.
274) См. web-сайт ОБСЕ: www.osce.org/odihr/cal2000.htm#cUzb, ноябрь 2000 г.
275) См. последний доклад за 1999 г., опубликованный Бюро Госдепартамента по проблемам демократии, прав человека и трудовых отношений 25 февраля 2000 г.: "Несмотря на законодательное запрещение такой практики, задержанных в милиции систематически избивают и подвергают другим видам недозволенного обращения, чтобы принудить их к признанию. Побои и притеснения граждан практикуются как в милиции, так и в СНБ".
276) Оказание помощи проводится по линии Программы подготовки и технического содействия в области борьбы с преступностью (Госдепартамент США), координатором является Бюро Госдепартамента по международным вопросам борьбы с наркотиками и охраны правопорядка. По данным U.S. Government Assistance to and Cooperative Activities with the New Independent States of the Former Soviet Union, FY 1999 Annual Report, в 1999 ф.г. в рамках этой программы была предоставлена помощь в объеме 2 млн. долл. В докладе также говорится, что "ГУВД Ташкента принимало участие в программе обменов по вопросам охраны правопорядка на муниципальном уровне с Департаментом полиции Сан-Антонио, Техас. Сотрудники узбекских правоохранительных органов также активно участвовали в программах подготовки в Международной академии охраны правопорядка (Будапешт, Венгрия). В 1999 ф.г. 15 сотрудников из Узбекистана прошли в Будапеште 8-недельный курс для руководителей среднего звена, в то время как правительство Узбекистана активно участвовало в разработке программ Академии, а также курсов переподготовки и программ координации". Приводимые в настоящем докладе свидетельства пыток говорят о причастности к ним сотрудников ГУВД Ташкента. Отбор кандидатов для участия в упомянутых программах возложен на сотрудников по региональной безопасности и политическим вопросам Посольства США в Узбекистане, которые должны обеспечивать исключение причастных к нарушениям прав человека. По данным из источников в Министерстве юстиции, несколько кандидатов действительно не прошли отбор по правозащитным основаниям. Интервью Хьюман Райтс Вотч по телефону с С.Бойланом, 14 ноября 2000 г.
277) U.S. Department of Justice Criminal Division, Office of Overseas Prosecutorial Development, Assistance and Training (OPDAT), "Assessment of the Criminal Justice System of the Republic of Uzbekistan," June 18, 1999.