УЗБЕКИСТАН

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница

Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

30 сентября 1999 года

Президенту Исламу Каримову
Республика Узбекистан
факс: (99871) 139-5635

Уважаемый господин Президент!

Приветствую Вас от имени Хьюман Райтс Вотч.

Сегодня я обращаюсь к Вам, чтобы выразить наше глубокое возмущение приговором защитнику прав человека Исмаилу Адылову. Суд над ним носил политический характер и основывался на ложных обвинениях. В свете других недавних атак на защитников прав человека арест и осуждение Адылова трудно рассматривать иначе как звено в общей кампании правительства, направленной на то, чтобы заглушить разоблачение правозащитниками злоупотреблений и критику политики правительства. Хьюман Райтс Вотч тесно сотрудничала с Адыловым и другими членами Независимой организации по защите прав человека в Узбекистане в течение многих лет. Мы убедились в том, что его преданность аккуратному документированию нарушений прав человека безупречна, а его приверженность ненасильственным действиям не вызывает сомнений.

Судья Сыр-Дарьинской области Миршараф Мелиев 29 сентября приговорил Адылова к шести годам тюремного заключения по обвинению в антигосударственной и подрывной деятельности, а также в распространении литературы запрещенной организации.

Хьюман Райтс Вотч провела исследование дела Адылова и нашла выдвинутые против него правительством обвинения совершенно неубедительными. По утверждению милиции, она нашла в доме Адылова религиозные памфлеты незарегистрированной исламской организации "Хизб-ут-Тахрир". Как утверждает правительство, эти религиозные памфлеты содержат критику Президента Каримова и призыв к созданию исламского государства. Прокуратура утверждает, что обладание материалами такого характера представляет собой "покушение на конституционный строй Республики Узбекистан" (ст. 159 УК, часть 3). Кроме того, государство обвинило Адылова в намерении распространять эти памфлеты и эти идеи, поскольку, как утверждает милиция, она обнаружила значительное число экземпляров — сто листовок.

Хьюман Райтс Вотч опросила членов семьи Адылова, которые присутствовали при его аресте и обыске. Они показали, что листовки, которые, по утверждению милиции, были обнаружены среди его вещей, не находились там до того, как милиционеры вошли в дом. Примерно часом ранее дочь Адылова открывала ту самую записную книжку, в которой, по утверждению милиции, находились листовки, чтобы отдать паспорт отца милиционерам, пришедшим его арестовывать. Она засвидетельствовала, что религиозной литературы там не было. Печально известная практика подбрасывания памфлетов религиозного содержания людям с целью использовать их в обвинении хорошо нам известна.

Число подобных случаев резко возросло в ходе правительственной кампании против членов незарегистрированной исламской организации "Хизб-ут-Тахрир" и других мусульман, не связанных с мечетями, деятельность которых санкционирована правительством.

Мы также отмечаем, что хранение письменных материалов, в которых выражаются мирные идеи политического и религиозного характера, даже если они непопулярны или противоречат взглядам правительства, тем не менее защищено международными гарантиями свободы совести и слова. В нарушение данных гарантий узбекские суды осудили несколько десятков членов "Хизб-ут-Тахрир" за идеи, которые содержались в подобных письменных материалах.

Суд над Адыловым продолжался в течение всего трех часов — по полтора часа каждый день в течение двух дней. Согласно имеющимся сообщениям, ход судебного процесса явно не соответствовал международным стандартам надлежащей законной процедуры. Власти произвольно сделали суд закрытым от общественности, не допустили наблюдателей из числа правозащитников, а также представителя посольства Соединенных Штатов в Ташкенте. Судья не вызвал в качестве свидетеля дочь Адылова, которая является ключевым свидетелем фабрикации милицией улик.

Власти нарушили право Адылова на надлежащую законную процедуру с самого начала, когда арестовали его 10 июля и в течение более 24 часов держали без связи с внешним миром. Согласно имеющимся сообщениям, его держали в подвальной камере здания Министерства внутренних дел и лишили доступа к адвокату в ходе этой начальной стадии задержания.

Обыск дома Адылова был проведен милицией незаконно, с использованием запугивания и угроз, вне рамок законной процедуры. По словам членов семьи, спустя примерно полтора часа после того, как милиционеры увезли Адылова, еще около тридцати переодетых в гражданское офицеров МВД прибыли к нему в дом. Одетые в форму и вооруженные автоматами солдаты оцепили улицу. Когда г-жа Адылова отказалась впустить офицеров для проведения обыска в отсутствие мужа, они пригрозили тем, что отдадут солдатам приказ атаковать дом и войти силой. Она уступила, и они вошли в дом без предъявления ордера на обыск. Офицеры перевернули вверх дном семейный дом, конфисковали правозащитные документы Адылова, а затем, согласно имеющимся утверждениям, подложили пластиковый пакет с сотней листовок запрещенной исламской организации "Хизб-ут-Такхрир" в записную книжку.

Хьюман Райтс Вотч серьезно озабочена здоровьем и благополучием Адылова. Адылов, который выписался из больницы всего за неделю до своего ареста милицией, страдает хроническим заболеванием почек и нуждается в медикаментах. Власти отказывают ему в лечении со времени его ареста. На суде адвокат Адылова представил судье медицинское заключение о плохом состоянии здоровья его клиента и свидетельство об инвалидности. В данном случае судья очевидно отклонил просьбу о снисхождении в связи с состоянием здоровья.

Хьюман Райтс Вотч призывает правительство Узбекистана провести открытый и непредвзятый юридический пересмотр приговора Исмаилу Адылову, который должен быть незамедлительно освобожден по состоянию здоровья на время расследования.

Мы призываем правительство помнить о добровольно взятых им на себя международных обязательствах и выполнять эти соглашения путем гарантированного предоставления всем гражданам их основополагающих прав на свободу совести и слова.

Мы надеемся продолжить наш с Вами диалог по данному и другим важным вопросам прав человека, а также приветствуем Ваш ответ на наши обращения и озабоченности по поводу осуждения правозащитников.

Искренне Ваша,
Холли Картнер
Исполнительный директор
Отдел Европы и Центральной Азии
Хьюман Райтс Вотч

Webmaster