УЗБЕКИСТАН

HUMAN
RIGHTS
WATCH

Русская
страница


Напишите нам:
moscow.office@hrw.ru

2 августа 2000 года

г-ну А.Повлону-зода,
министру юстиции
Республики Узбекистан

Уважаемый господин Министр!

Как Вам, возможно, известно, Хьюман Райтс Вотч является неправительственной некоммерческой организацией, которая ведет работу по исследованию ситуации с правами человека и в интересах ее улучшения в более 70 странах мира. Наше представительство в Узбекистане действует с 1996 г., зарегистрированное Министерством юстиции под № 234 и Министерством иностранных дел под № 53.

Мы весьма высоко ценим сотрудничество с Вами в форме регулярных встреч с представителями Хьюман Райтс Вотч и сложившийся диалог по правам человека в Узбекистане. В рамках этого диалога мы и обращаем Ваше внимание на решение суда, признавшего противозаконным хранение и распространение печатных материалов, в которых содержались ссылки на один из докладов нашей организации.

Решением Ташкентского областного суда от 18 августа 1999 г. шестеро подсудимых (Мамадали Махмудов, Рашид Бекджанов, Мохаммад Бекджанов, Юсуф Рузимурадов, Кобил Диеров и Негмат Шарипов) были признаны виновными в попытке свержения правительства (статья 159 УК Узбекистана), создании незаконной организации (статья 216), оскорблении чести и достоинства Президента (статья 158-3) и других преступлениях. В качестве одного из доказательств их вины фигурировала перепечатка в одной из статей в газете — органе партии, к которой принадлежали подсудимые, позиции Хьюман Райтс Вотч, изложенной в разделе по Узбекистану Всемирного доклада нашей организации за 1999 г. (речь шла о событиях 1998 г.). При этом суд сослался на заключение экспертов-юристов Р.Рузиева, К.Р.Абдурасуловой и Л.П.Эшонкулова о том, что приводимая в статье цитата из доклада Хьюман Райтс Вотч ("1998 г. имел катастрофические последствия для прав человека в Узбекистане") содержит клевету на Президента Узбекистана. Суд признал это нарушением статьи 158-3 УК Узбекистана ("публичное оскорбление или клевета на Президента Узбекистана в печати или других средствах массовой информации"), которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Мы не хотели бы здесь затрагивать множество более широких вопросов международного законодательства о правах человека, возникающих в связи с делом М.Махмудова и др., которые сами по себе вызывают весьма серьезное беспокойство. Мы лишь хотим со всей ясностью подчеркнуть, что доклад Хьюман Райтс Вотч, о котором идет речь, вопреки мнению экспертов не может никоим образом рассматриваться как "клевета" или "оскорбление" ни в адрес правительства Узбекистана в целом, ни в адрес Президента лично. "Клевета" определяется в статье 139 УК Узбекистана как "распространение заведомо ложных и порочащих измышлений". "Оскорбление" определяется в статье 140 УК как "унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме".

Надеемся, что Вы найдете возможность рассмотреть прилагаемый соответствующий раздел доклада. В нем Хьюман Райтс Вотч приводит ряд фактов нарушений прав человека в Узбекистане в 1998 г. Все эти случаи были скрупулезно исследованы нашей организацией, и подтверждаются также другими источниками. Мы настаиваем на точности нашего изложения этих событий, поэтому наши материалы ни при каких условиях не могут рассматриваться ни как "заведомо ложные", ни как "измышления". Более того, представленная в разделе хроника нарушений никоим образом не затрагивает честь и достоинство Президента вашей страны и даже не упоминает его, за исключением фразы: "...правительство И.Каримова прибегало к массовым произвольным арестам, пыткам в заключении, дискриминации по религиозному признаку и преследованиям независимых правозащитников и журналистов". Заявление о катастрофических последствиях событий 1998 г. для прав человека в Узбекистане является нашим профессиональным суждением и основано на беспристрастном анализе событий и тенденций. В силу этого оно не может быть истолковано как "унижающее честь и достоинство" любого лица, в том числе и Президента, и, безусловно, не является "неприличным".

Ошибочное заключение упомянутых экспертов и его признание Ташкентским областным судом свидетельствуют о тенденции к враждебности в отношении работы правозащитных организаций, проявляющейся и в некоторых других действиях властей. Как участник Международного пакта о гражданских и политических правах, Узбекистан должен гарантировать право на свободу слова и ассоциаций, куда входит и право собирать и распространять информацию о нарушениях прав человека. Тем не менее представители узбекских властей зачастую пытаются наказывать за правозащитную деятельность, вмешиваться в нее или пресекать вовсе, как было показано нами в докладе "Не оставляя свидетелей" (октябрь 1999 г.).

Данная тенденция подтверждается также несколькими случаями, когда должностные лица угрожали или притесняли пострадавших от нарушений прав человека или их родственников за контакты с представителями Хьюман Райтс Вотч или хранение материалов нашей организации или документов официальных международных организаций, ведущих правозащитный мониторинг. Вам, без сомнения, известно о деле Камалиддина Саттарова, признанного судом в Асаке, Андижан, виновным в нарушении в том числе статьи 159 УК Узбекистана. Обвинение, среди прочего, было основано на хранении в семье бланков жалоб в Комитет ООН по правам человека, что было квалифицировано судом как часть "антигосударственной деятельности" К.Саттарова. Узбекистан является участником Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, который предусматривает возможность направления жалоб в соответствующий Комитет ООН. Направление таких жалоб никоим образом не может быть истолковано как "антигосударственная деятельность", и попытка суда квалифицировать это именно так служит проявлением неуважения к международным обязательствам Узбекистана в области прав человека. В конце июля Андижанский областной суд по рассмотрении апелляции вернул дело на доследование, указав на "проблемы" в предварительном следствии, однако это дело уже вызвало глубокое возмущение в мировом сообществе.

Как Вы, безусловно, понимаете, распространение результатов наших исследований и привлечение к ним внимания общественности — это существенный элемент нашей работы во всем мире. Мы, естественно, высоко ценим такие проявления сотрудничества со стороны правительства Узбекистана, как регистрация Хьюман Райтс Вотч и разрешение нашим представителям работать в республике. Однако мы вынуждены рассматривать решение Ташкентского областного суда как попытку создания препятствий в осуществлении наших задач.

Будем признательны за получение от Вас информации относительно того, что Министерство юстиции намерено предпринять, чтобы опротестовать или отменить ошибочное заключение по материалам Хьюман Райтс Вотч, а также чтобы исключить возможность обвинения кого-либо судом или правоохранительными органами за контакты с правозащитными организациями.

Искренне Ваша,
Рейчел Денбер,
и.о. исполнительного директора
Отделения Хьюман Райтс Вотч
по Европе и Центральной Азии


Копии:
послу С.Сафаеву
уполномоченному С.Рашидовой
хакиму Андижанского велаята К.Обидову
постоянному представителю при ООН П.Краллу
послу Г.Ганчеву, Координационное бюро ОБСЕ по Центральной Азии

Приложение: упомянутое.

Webmaster