"И ОПЯТЬ СПЛОШНОЙ АД..." ПЫТКИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Пытки в узбекском законодательстве
Международные договоры, в которых участвует Узбекистан, и его внутреннее законодательство содержат многочисленные гарантии против пыток. 31 августа 1995 г. Ташкент присоединился к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Узбекистан является также участником Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 7 которого запрещает подвергать кого-либо "пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию".11 Конституция Узбекистана признает верховенство международного права.12 В ней содержатся также специальные гарантии против пыток. Статья 13 провозглашает, что "высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права". Статья 26 отдельно запрещает пытки, насилие, другое жестокое или унижающее достоинство человека обращение, каждому гарантируется презумпция невиновности и право на защиту в уголовном процессе. Статья 44 также гарантирует право обжалования в суд незаконных действий государственных органов и должностных лиц.13
Новый Уголовно-процессуальный кодекс, вступивший в силу 1 июля 1999 г., содержит целый ряд положений, запрещающих применение насилия и принуждения в ходе дознания и предварительного следствия. В разделе о принципах уголовного процесса статья 17 (Уважение чести и достоинства личности) гласит, что "судья, прокурор, следователь и дознаватель обязаны уважать честь и достоинство участвующих в деле лиц. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращению. Запрещается выполнение действий или вынесение решений, которые унижают честь и достоинство человека, приводят к распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставят под угрозу его здоровье, необоснованно причиняют ему физические и нравственные страдания".14 Статья 22 (Установление истины) прямо говорит о том, что "запрещается домогаться показаний подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз, ущемления их прав и иных незаконных мер".15 Статья 88 (Охpана пpав и законных интеpесов гpаждан, пpедпpиятий, учpеждений и оpганизаций в пpоцессе доказывания) запрещает "1) совеpшать действия, опасные для жизни и здоpовья лиц или унижающие их честь и достоинство; 2) домогаться показаний, объяснений, заключений, выполнения экспеpиментальных действий, изготовления и выдачи документов или пpедметов путем насилия, угpоз, обмана и иных незаконных меp".16
Принуждение к даче показаний, будь то посредством психологического или иного давления на подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего или любых других участников юридических процедур является по узбекскому законодательству уголовным преступлением. Статья 235 УК устанавливает за применение "угpоз, нанесение удаpов, побоев, истязаний, пpичинение мучений, нанесение легкого или средней тяжести телесного повpеждения, или иные незаконные действия, совеpшенные дознавателем, следователем или пpокуpоpом с целью вынуждения дать показания", наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В случае тяжких последствий наказание может быть увеличено до восьми лет.17 В статьях 104-111 УК определяются виды посягательств, которые могут применяться как пытка; статья 110 (Истязание) отдельно посвящена пыткам: "систематическое нанесение побоев или иные действия, носящие хаpактеp истязания..."18
Новый УПК не содержит отдельного запрета на использование в качестве доказательства в суде информации, полученной под пыткой. Юридический барьер поставлен Верховным судом Узбекистана, осознавшим, возможно, тот факт, что следователи и прокуроры обеспечивают обвинительный приговор главным образом на основе признания и что это служит побудительным мотивом к применению пыток. Решение Пленума Верховного суда от 2 мая 1997 г. гласит, что "... любое доказательство, полученное незаконными средствами, должно быть признано недопустимым и не может быть положено в основу решения суда". Национальный центр по правам человека — государственное ведомство, созданное при поддержке ООН и возглавляемое депутатом Акмалом Саидовым, — установил, что незаконно полученные доказательства могут служить основанием для вынесения оправдательного приговора.19 Однако все это, как показано ниже, практически никогда не приводит к признанию доказательств недопустимыми и никак не сказывается на предупреждении практики пыток.
11) Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 г.
12) "Народ Узбекистана, ... признавая приоритет общепризнанных норм международного права, ... принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан". Конституция Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 г.
13) Там же.
14) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в ред. 1999 г.
15) Там же.
16) Там же.
17) Уголовный кодекс Республики Узбекистан в ред. от 22 сентября 1994 г.
18) Там же.
19) United Nations Committee against Torture "Consideration of Reports Submitted by States Parties Under Article 19 of the Convention: Initial Reports of States Parties Due in 1996 Addendum: Uzbekistan," 24 August 1999, pp. 16-17. Далее — Uzbek Committee against Torture Report.
|